14 июл. 2011 г.

Фиолетовый барабан и "человек".

Собеседники, с которыми я обсуждаю тему фиолетового барабана на различных площадках, всё время употребляют слова "человек" и "люди", подразумевая под этими словами довольно размытые образы, представления, определения и, очень редко, понятия.
Я же, в свою очередь, также пока не зафиксировала своё понятие об этой категории, ограничившись описанием фибаритов, как неких существ, внешне похожих на людей, но существенно от них отличающихся. Из этой размытости произрастают всяческие "непонятки" и обвинения в мой адрес в фашизме, расизме, презрении к собственному народу и другие, не более лестные эпитеты. Именно по этой причине, а не по какой-то другой, я решила написать эту статью.
В первой части, теоретической, я постараюсь максимально точно описать своё понятие категории "человек".
Вторую часть я посвящу сравнительному анализу "человека" и фибарита на фоне актуализации. Я постараюсь, в меру своих скромных сил, сделать этот анализ занимательным и не скучным. Хотя ручаться не могу. Ввиду разных представлений о занимательном у фибаритов и людей. Но не буду опережать события.
Вот такой план статьи. Маленькая оговорка, прежде чем приступить. Всё содержание статьи является плодом моих собственных рассуждений, моего собственного опыта, моего собственного понимания прочитанных мной книг и моих собственных содержательных диалогов с некоторыми из авторов этих книг. С теми, как правило, кого я успела застать живыми. Поэтому большая просьба к комментаторам: не стоит цитировать Википедию и аналогичные источники "знаний". Хотите что-то сказать, говорите от первого лица. Или молчите. С комментариями не по теме, явными троллями и тому подобным словесным мусором я буду поступать по своему усмотрению, руководствуясь собственной "Методологией игнора".
Итак, часть первая. Понятие "человек".
Употребляя это слово, мы, чаще всего, не имеем в виду конкретного человека. Иначе мы сказали бы "этот мужчина", "эта женщина", "этот старик", "эта бабушка", "этот мальчик" или "эта девочка". То есть, говоря о "человеке", мы подразумеваем некую абстракцию, обладающую некими признаками, общими для всех "этих" персонажей, и отделяющими её от других абстракций. Например, от "животного", "насекомого", "камня" или "бутылки". Или от фибарита. Который также является абстракцией. Но об этом - во второй части.
Мы с детства знаем, что "человек разумный" - это тот тип людей, которые населяют Землю в настоящее время. И говоря "человек", мы автоматически наделяем его характеристикой разумности. Другими словами, если некто разумен, и внешне похож на человека, то его можно отнести к категории "человек". А если - неразумен? Если не сложилось? Куда мы обычно относим этого некто? Это уж в зависимости от воспитания относителей. Категорий много. От "козлов" до "наноцефалов". И спектр промежуточных категорий растёт с каждым днём. Благодаря сетевому словотворчеству. Но все эти категории можно объединить в одну. И категория эта - "неразумность".
В этом месте возникает довольно странное противоречие. С одной стороны, все населяющие Землю существа, внешне похожие на известный рисунок Леонардо да Винчи, относятся к категории "человек разумный", но часть этих существ должна называться "человек разумный неразумный". Если же отбросить характеристику разумности, тогда придётся признать, что среди различных типов животных и наравне с ними, на Земле существует некий тип животных, похожих на тот самый рисунок. И которые относят себя к категории "человек". Также, как муравьи относят себя к категории "муравей", а кишечная палочка относит себя к категории "кишечная палочка".
Я уже вижу клубы пара, вырывающиеся из всех отверстий уважаемых читателей. Конечно, у меня нет никаких доказательств по поводу того, что "штамм чёрной оспы" обладает способностью относить себя к неким категориям. Но, если предположить, что именно в данный момент некая инфузория туфелька общается с себе подобными на тему о категориях "инфузория туфелька" и "инфузория галстучек", то я могу себе представить негодование её осязателей по поводу её революционного предположения, что на планете Земля есть и другие существа, отличные внешне, которые могут мыслить абстрактно. Ни у инфузории, ни у меня нет доказательств, потому что язык нашего общения между собой не выработан. Между категорией "человек" и категорией "жаба" нет общего языка. Поэтому и те, и другие могут врать своим собратьям о чужих всё, что угодно. Например, с видом вселенской мудрости заявлять - "червяк дождевой" - венец творения.
Понятно, что ни обобщение, ни отделение от других категорий в абстрактном поле оперирования ничего не дают моему пытливому уму. Видимо, нужно зайти с другой стороны. Пока кроме слова и рисунка у нас ничего нет. Вот отсюда и нужно плясать. Слово, как мне представляется, это не упавшая к нам с неба звезда, а продукт нашего общения. То есть, я показываю пальцем на рисунок и говорю - "человек". И Вы, указывая пальцем на тот же рисунок, говорите - "человек". Теперь мы оба называем то, что видим на рисунке - "человек". И так - много миллионов раз, пока все не запомнят. То есть, мы договорились называть некое прямоходящее существо с двумя  верхними конечностями, довольно вместительной черепной коробкой и определённым расположением органов чувств - "человеком". А могли назвать, между прочим, "стулом". Или "лытдыбром".
Однако и здесь у нас не всё складывается. Я намеренно упростила ситуацию, взяв рисунок Леонардо да Винчи, а не Библию. Довольно популярная, кстати, книга. Так вот, эта книга нам довольно внятно говорит - есть "человек", а есть "женщина". И это - не одно и то же. И практически все, кто считает эту книгу настольной, так и думают. То есть, согласия не наблюдается. Потому что около 3 миллиардов из 7 считают, что "человек" и "женщина" - категории разные, а остальные 4 миллиарда ещё не определились по этому поводу. То есть, мягко говоря, воздерживаются. За незначительными по отношению к общей сумме исключениями. Я, кстати, тоже ещё не определилась по этому поводу, правда, по другой причине.
Есть другая, менее популярная, но довольно известная книга, которая называется "Майн кампф". Там даётся другое понимание того, кого следует относить к категории "человек", а кого - не следует. И хотя у этой книги значительно меньше сторонников, чем у первой, зато они пользуются более продвинутыми методами убеждения. В частности, они справедливо считают, что если уменьшить физически количество противников, то их правота будет легитимизирована оставшимся большинством. Причём они не ограничиваются теоретизированием по этому поводу, а очень даже эффективно реализуют свою точку зрения. Я никоим образом не отношу себя к сторонникам этого абсурда, но "из песни слова не выкинешь".
"Между первой и второй - перерывчик небольшой". И в этот перерывчик затесалась совсем уж маленькая книжонка, буквально несколько страничек. Но и она внесла огромный вклад в дело дробления представлений о категории "человек" среди неокрепших умов двуногих прямоходящих. Называется она - "Манифест Коммунистической партии". Подкреплённая здоровенной книгой, в которой без цистерны водки не разберёшься, а именно - "Капиталом", она произвела массовую лоботомию, результаты и последствия которой летят нам в лицо и падают на голову до сих пор. А ведь прошло без малого двести лет.
Таперича, благодаря указанным и сотням неуказанных книжонок, книг, книжищ и фолиантов, практически никто не может сказать, а что же такое - "человек". Поэтому мы и участвуем в боданиях, которые почему-то называются диалогами, и не можем придти к единому мнению даже в узком кругу. Что уж тут говорить о стране и мире в целом?
И это - таки проблема. Потому что сторонники различных представлений о том, что такое "человек", не только треплются в форумах и блогах, но и реализуют свои представления в жизни, на практике, так сказать. А так как каждый из этих реализаторов живёт не на необитаемом острове, а среди других реализаторов, которые очень часто с ним не согласны, причём не согласны практически, а не на словах, то мы и имеем то, что имеем. А именно - бардак. Не везде, но на большей части земного шара. Там, где бардака нет сейчас, он будет завтра или был вчера. И спасение от этого, за исключением побега на Луну или дальше, только одно. Надо как-то договариваться. Не по поводу ПРО и КОНТРА, не по поводу таможни и неможни, не по поводу проливов и разливов, а по поводу категории "человек". Для начала - хотя бы в рамках одного языка.
Когда я говорю - "надо", это совсем не означает, что я теперь сяду, сложу лапы на пузе, и буду ждать, пока некто, облечённый полномочиями, снизойдёт до рассмотрения этого вопроса на заседании его грёбаного правительства. Простите за излишнюю эмоциональность. Просто не люблю самоуверенных болтунов. Даже если они умеют водить самолёты и владеют рукопашным боем. Так вот, ждать я никого не буду.
А буду формировать понятие "человек", исходя из моего слабого кошачьего ума. Если с моей трактовкой кто-то согласится, нас будет уже двое. И так далее. Если кто-то внесёт приемлемую всеми участниками данного обсуждения поправку, то я не буду настаивать на своей трактовке этого момента. Так, потихонечку, мы и сформируем понятие, которое постепенно будет принято всеми или хотя бы большинством. Я, конечно, понимаю, что по дороге нас могут перевешать на столбах сторонники реализации прежних понятий. Но у нас реально нет другого выхода.
Если мы не договоримся, Сагра, "Булгария", дело Магнитского, процесс Ходорковского, разоблачения Навального, Чечня, Осетия, Грузия, Лукашенко, дефолт в Штатах, и тому подобные казусы - покажутся нам цветочками по сравнению с тем, что нас ожидает. Я не говорю о создании партии или политического движения. Я говорю только об одном. Нам не светит ничего хорошего, если каждый из нас будет соглашаться или не соглашаться с чужим понятием о "человеке", но не будет иметь собственного. Причём такого, с которым все будут вынуждены считаться не из страха сесть в тюрьму или получить "в бубен", а из уважения к деятельности, основанной на таком понятии.
И да. Я за жизнь по понятиям. А не по нарисованным законам, на которые не плюёт только ленивый. Но те понятия, которые бытуют сейчас, меня категорически не устраивают. Они - неадекватны. И каждый из нас чувствует это на своей шкуре.
К категории "человек" я отношу индивида, который:
1) принял на себя ответственность за результаты и последствия своих действий и своего бездействия (принял, а не готов принять, согласен принять, намеревается принять, хочет принять, предполагает принять, считает допустимым принять);
2) принял на себя ответственность за жизнь и здоровье своих недееспособных близких (детей, стариков, инвалидов);
3) принял на себя ответственность за будущее всего мира в рамках досягаемости (семья и друзья - вне зависимости от удалённости);
4) осознаёт свою деятельность, т.е. исследует возможности, проектирует и реализует свои проекты, связанные напрямую с первыми тремя пунктами;
5) кооперируется для реализации проектов со всяким другим индивидом, относящимся к той же категории, вне зависимости от различий в вере, языке, половой принадлежности, расе, национальности, социальном статусе и т.п.
Думаю, этот набор характеристик может быть взят за основу для обсуждения, поправок и дополнений.
Если дополнить этот набор сравнительным анализом с категорией "фибарит", надеюсь, понятие "человек" станет ещё рельефнее.
Часть вторая. "Человек" и "фибарит". Сравнительный анализ.
1. Фибарит, когда у него об этом спрашивают, говорит, что его действия определены законами и приказами, а поэтому он не несёт никакой ответственности за результаты и последствия этих действий. А несут ответственность те, кто его вынудил, заставил, кто ему приказал, велел и указал. А он, фибарит, совершенно ни при чём. Фибарит считает также, что его бездействие имеет оправдание в том, что те, кто ему обычно приказывает, не распорядились. А потому он и не знал, что делать, и предпочёл, как всегда, не делать ничего. То есть, фибарит на полном серьёзе верит в то, что он - затычка, гвоздь, молоток, отвёртка, транспорт, громкоговоритель или деталь ландшафта. Когда же у него не спрашивают, он молчит. Приказа говорить не поступало, тем более не сказали, что именно говорить.
Когда фибариту прилетает на голову прямой результат такого отношения к своим действиям или бездействию, он начинает визжать, как поросёнок под ножом, сообщая всем и каждому, что мол, человека обижают. То есть, когда надо действовать, он фибарит, а когда нести ответственность - "человек". Естественно, что результату по барабану, человек или фибарит. Ибо результат - это прямое следствие действий. Неотвратимое наказание. Наступил на грабли - получи ручкой в лоб. И радуйся, что в ручке гвозди не торчат.
Это общие слова. А народ любит иллюстрированные книжки. Извольте.
Фибариту когда-то пообещали "Земля - крестьянам, заводы - рабочим". Потом не дали. Прошло много лет. И новые "товарищи" из того же места говорят фибариту - "На тебе кусок земли. Строй дом. И живи в нём". "Спасибо, барин", - говорит фибарит. И, зная точно, что верить этим "товарищам" нельзя, строит дом и живёт в нём. Проходит время. В один прекрасный день фибарит возвращается из булочной, а дома-то и нет. А есть экскаватор. И судебный пристав. Который показывает решение суда о сносе незаконной постройки. В которой семья фибарита жила больше 30 лет. Фибарит начинает визжать. Да так громко, что правозащитники за границей услышали. Им-то невдомёк, что фибарит и "человек" - разные категории. Дом снесён. Семья на улице. Фибарит в зените славы. Жить в нём невозможно. В зените, то есть. Он от дождя не укрывает. Кто виноват в трагедии фибарита? Лужков. Путин. Пушкин. Лермонтов. Церетели. Кто угодно, только не он сам. Ты что, не знал, где живёшь? Не в смысле дома, а в смысле страны?
Надо ещё иллюстрации? Пожалуйста. Этого добра у нас, хоть попой ешь.
Фибарит едет в Турцию. Своё фибаритство он берёт с собой. Как же ему без него? Приходит в бар. Там ему наливают коньяк с неизвестным названием. Причём в России каждый ребёнок старше 15 может уверенно перечислить все известные марки коньяка. Но фибарит память с собой не взял. Слишком много места занимала. Решил фибаритство своё вместо памяти взять. То есть, ему наливают, а у него трубы горят. И ему по барабану собственные знания о палёной водке, достаточно известная репутация работников баров вне зависимости от места их нахождения, всё это ему фиолетово. А главное, ему плевать на собственное здоровье и жизнь. Что он и доказывает. Кто виноват? Турция.
Бог любит троицу.
Фибарит живёт в доме, в котором двадцать лет не было капитального ремонта. Его очень раздражает соседка Марьванна, которая просит поставить подпись под коллективным письмом жильцов дома. И он подпись не ставит. Проходит десять лет. Марьванна, не получившая поддержки остальных фибаритов этого дома, умирает от рака желудка, нажитого в приёмных у фибаритов. Проходит ещё десять лет. Внук фибарита выходит на балкон и балкон падает. Вместе с внуком. Тут фибарит вспоминает и Марьванну, и то, что он, оказывается, человек. И что все ему должны. Так он всерьёз думает. И всерьёз не понимает, что это он сбросил своего внука вниз.
2. Фибарит уверен, что его детьми обязана заниматься школа, а его престарелыми родителями - собес и дом престарелых. Если среди близких фибарита есть инвалид, фибарит считает, что этим инвалидом должны заниматься соответствующие инстанции. Поэтому когда сын-наркоман выносит из дома все сбережения, мебель и сантехнику, фибарит искренне обвиняет во всём государство, школу, улицу и плохих дружков. Когда он сам оказывается в доме престарелых, он проклинает своих детей, которые обязаны о нём заботиться. Когда трамвай отрезает ему ноги, виноват, конечно, водитель трамвая, а за его нищую и беспросветную жизнь несут ответственность члены его семьи и партия-правительство. С логикой у фибарита всегда была проблема. И в этом тоже виновата школа. Которая прятала от него книги и заставляла пить водку вместо того, чтобы привязать его к столу в библиотеке. Эти слова необщие, но можно дать и более наглядные иллюстрации.
Ограничусь одной. Зато актуальной.
Фибарит решает провести выходной день на прогулочном теплоходе. И обязательно взять с собой свою маленькую дочку. Желание хорошее. Когда ему продают билеты, он своими глазами видит сумму страховки его жизни и жизни его дочки. По 50 долларов на нос. Это его не смущает и не настораживает. Он сам свою жизнь выше и не ценит. Да и дочкину - тоже. Естественно для фибарита, он совершенно не интересуется, что за красавец-лайнер повезёт их кататься по глубокой и широкой реке. Когда он подходит к этому корыту, он своими глазами видит проржавевшее дно и лёгкий крен на один борт. Но фибарита это никак не смущает. "Не баре". Зато - дёшево. Количество других пассажиров и затрапезный вид команды вселяет в него чувство уверенности в завтрашнем дне. Ещё бы! Если такое корыто ещё плавает, значит, "дядя начальник" его проверил и дал "добро". Избирательная память фибарита отсекает всё, что он слышал о коррупции среди чиновников. Про логику я уже говорила. Она там и не ночевала. Осмотр судна изнутри не намекает фибариту, что надо сойти с него в ближайшем порту и больше не возвращаться. Даже если придётся идти домой пешком. Нет. Он возвращается. И берёт с собой дочку. Которая, в силу своего возраста, если и видит что-то, то значение увиденного не понимает. При возвращении он видит, что крен усилился, а погода испортилась. Но и это его не останавливает. Что-то внутри этого корабля-призрака так манит его, что он "сбагривает" с рук свою дочку, чтобы она вместе с другими несчастными детьми побыла в отдельной комнате, пока он... Что - он? Выпьет водочки? Переспит с кем-то? Ширнётся? Что такого там должно было быть, что фибарит, находящийся в этой лоханке, отпустил от себя свою кровиночку? Ну решил ты утопиться, придурок, но дитё-то зачем с собой брать?
3. Фибарит не замечает, что его сын пропадает где-то целыми днями, а дочка - и по ночам. Он с удовольствием выпивает с другом, зная, что тому нельзя даже нюхать алкоголь, потому что у него язва. Он всячески поддерживает идею друга поехать гастарбайтером в Москву. Хотя знает, что друг - мог бы стать учёным, если бы занимался усерднее. Или художником. И друг погибает от рук скинхедов, потому что не вышел лицом и цветом волос, сын садится в тюрьму за разбой, а дочка становится проституткой. И тогда фибарит становится в ряды маргиналов и начинает орать на улицах, какая хреновая у нас власть, что довела страну до ручки. Нет, милый, это ты довёл страну до ручки. Вы, фибариты, общими усилиями. Иллюстраций приводить не буду. Их так много, что не знаю, с чего начать.
4. Любимое выражение фибарита после слов "мне по барабану" - "так получилось". То есть, само. Чашка стояла посреди стола, а потом решила подпрыгнуть и оказалась на полу. А фибарит, стоящий рядом, ни при чём. "Так поюциёсь".
"Так поюциёсь" - и балконы в Якутске решили полетать.
"Так поюциёсь" - и все двери в "Хромой лошади" оказались замурованными.
"Так поюциёсь" - и каждая из машин, сходящих с конвейера ВАЗа, непохожа на другую, и вообще не похожа на машину.
"Так поюциёсь" - и машин в Москве стало больше, чем пространства для их перемещений.
"Так поюциёсь" - и астрофизики думают о куске хлеба вместо "Токамака".
"Так поюциёсь" - и допустимый срок годности самолётов вырос на 30%.
"Так поюциёсь" - и все лоханки речного флота оказались старше 25 лет.
"Так поюциёсь" - и священник избил прихожанина.
"Так поюциёсь" - и все предприятия, расположенные в Сибири, оказались зарегистрированными в Москве.
"Так поюциёсь" - и самые талантливые управляющие либо сидят, либо эмигрировали.
"Так поюциёсь" - и в сизо сам себя забил до смерти адвокат Магнитский.
"Так поюциёсь" - и Содомская школа с Гоморрским интернатом оказались в составе народного фронта.
"Так поюциёсь" - и в Сагре не оказалось ни полиции, ни милиции.
"Так поюциёсь" - и рассадник террора финансируется из Москвы.
"Так поюциёсь" - и ведущими специалистами западных фирм в сфере хайтека стало огромное количество бывших россиян.
"Так поюциёсь" - и рынок недвижимости в Европе стал расти за счёт спроса сидящих на чемоданах россиян.
"Так поюциёсь" - и "социальный лифт", а не профессионализм, стал мечтой каждого студента.
"Так поюциёсь" - и все выпускники школ стали студентами ВУЗов, причём большинство - в целях попадания в фискальные и крышующие органы.
И ещё много чего "так поюцица". Если фибариты останутся в большинстве.
5. Фибарит не терпит ничего, что торчит над поверхностью. Или как-то иначе выделяется. Почему? Причина проста. Если торчащее нечто находится рядом и привлекает внимание, оно привлекает внимание и к нему тоже. А излишнее внимание, неважно чьё, это необходимость выйти из летаргического сна. Вы любите, когда Вас будят среди ночи? Вот и фибарит не любит. А так как у него - вечная ночь, то его будить опасно всегда. Поэтому разбуженный фибарит опасен. Так как фибаритов на единицу площади значительно больше, чем людей, то на одного человека приходится от нескольких, до нескольких тысяч фибаритов. А человек среди фибаритов выделяется. Отсюда неминуемо вытекает, что человек находится в постоянной опасности только потому, что он человек. И ему постоянно грозит "затоптание" ногами. Думаю, обсуждение этого поста наглядно продемонстрирует этот тезис.
Вывод, который напрашивается сам собой, - люди должны объединяться. То есть, создавать в каждом месте локальное большинство. И тогда фибариты не сунутся. Они нападают только толпой. Или - анонимно. Человеку, в отличие от фибарита, интересна деятельность, а не цвет кожи партнёра по реализации проектов. Так что, есть реальная возможность создавать такие точки, где люди - в локальном большинстве. Но только для деятельности, а не для факта большинства.
И напоследок, видеоиллюстрация к последнему тезису. Только надо посмотреть и послушать все три части. Даже если раньше Вы это уже видели.


Комментариев нет:

Отправить комментарий