18 авг. 2011 г.

Процесс воспроизводства (возврат к теме).

Необходимость возвращения к этой теме мне очевидна.
Дав только иллюстрации, я урезала понимание этого важнейшего процесса. Как ни сложно будет описать его, это нужно сделать.
Все животные, а не только человек, обучают своих детей стереотипам поведения в стандартных ситуациях. И делают ещё массу других вещей, которые не укладываются в рамки простых инстинктов. Осознают они это или нет, мы можем только гадать. Они с нами своими наработками в области методики преподавания не делятся. Нам остаётся только гадать. Поэтому, чтобы уйти из области догадок, я буду рассматривать только человеческое общество. Как-никак, сама отношусь к этому виду, несмотря на кошачью аву.
Набор стереотипов поведения, норм и образцов отношений человек получает не генетически, а путём воспитания. Причём, как и рамках других универсумальных процессов, он получает этот набор двумя путями - естественным и искусственным. Естественный путь - путь примера. Родители, хотят они этого или нет, своим примером демонстрируют ребёнку, как можно себя вести. Именно можно, а не нужно. Иногда это совпадает. Иногда - нет. Примеры подобного рода растущий человек получает не только от родителей. Общество в целом показывает ему пример того, как другие люди могут себя вести без риска схлопотать по голове тяжёлым предметом. И заодно, на примере схлопотавших, как вести себя нельзя. 
Искусственный путь - это путь сложных специально организованных методик научения тому, как вести себя нужно. Нужно, чтобы. Чтобы соответствовать светлому образу строителя коммунизма, капитализма, ожиданиям родной партии и правительства, мамы и папы, компании друзей, представителей противоположного и своего пола.
Понятно, что и естественный, и искусственный путь часто сливаются в один, пересекаются, накладываются и взаимодействуют. Всё это проходит, хотя иногда кажется, что не проходит, через голову ребёнка, и выражается в его действиях. Чтобы точнее понять, как работает процесс воспроизводства, нужно разложить его на проекции. Мне представляется, что достаточно трёх. Возможно, читатели со мной не согласятся. Мы сможем это обсудить.
Все, кто изучал геометрию, знают, что такое ортогональная система координат, называемая также, "внутренним трёхмерным углом". Представим себе этот внутренний угол. Где-то между всеми плоскостями имеет место цельный процесс воспроизводства. А на плоскости отражаются проекции. Мы можем принять, что на левую плоскость проецируется процесс трансляции культурных норм из поколения в поколение. То есть, взяв фрагмент этого процесса. Например, прошлое поколение, сегодняшнее и будущее. Не сами поколения, а нормы, которые свойственны им. Изобразив квадратиками нормы, а стрелочками, направленными снизу вверх, передачу из поколения в поколение этих самых норм, мы получим схему, отражающую трансляцию норм. 
Приняв правую плоскость, как место проекции изменения реальности из прошлого в будущее, мы можем изобразить те же квадратики и те же стрелочки, но уже как реализации норм из левой плоскости в соответствующий этап правой.
В нижней плоскости мы изобразим пиктограмму человечка, то есть индивида. Он и является связующим звеном между нормами и реализациями на всех этапах трансляции.
Таким образом, мы отразили в ортогональной онтологической системе координат то, что называется социокультурной системой. Слева - культура. Справа - социум. Посредине - носитель. Он же передатчик. Транслятор. И ретранслятор. 
Вся эта схема - идеальная конструкция. Возвращаясь к вопросу об искуственной и естественной составляющей процесса, мы можем наглядно представить, что будет происходить с идеальной моделью некоей нормы, если процесс будет полностью искусственным, либо полностью естественным. Это представление поможет нам понять, как влияет пропорция искусственного и естественного на содержание процесса, то есть на индивида, и, как следствие, на социум. Сразу же понятно, что исключительно естественная составляющая передаёт в социум реализацию норм, свойственных прошлому этапу. Так как пример подразумевает предыдущий опыт. Понятно также, что прямое перенесение вчерашней нормы в сегодняшний социум - нерелевантно. Вчерашняя норма подходит только для вчерашнего же социума. Это - намеренная крайность. Для остроты понимания.
Понятно также, что исключительно искусственная составляющая создаёт другую проблему. Норма завтрашнего дня может быть только предположительной, а не абсолютной. Поэтому реализация сегодня завтрашних норм, которые ещё и не обязательно будут соответствовать тем нормам, которые действительно будут завтра, породит поведение, неадекватное реальности сегодняшнего дня.
Оба эти экстремума статистически нерелевантны, но задают пределы вариаций поведения индивида в социуме. Если бы не одно "но". Социум воздействует на нормы так же, как и нормы воздействуют на социум. По тем же законам. Это ведь только на схеме эти проекции разделены. А в живом процессе они плотно взаимодействуют. Нормы реализуются в социуме, социум меняет нормы. Если мы подберём другие единицы измерения времени, не поколения, а годы, или десятилетия, мы обнаружим эффект укачивания, о котором я писала раньше. И эффект коррозии норм. И эффект изменения содержания норм. 
Более того, нужно понимать, что все универсумальные процессы, соприкасаясь с процессом воспроизводства, поддерживают ряд основных норм, которые являются как бы прототипами, "родителями" норм остальных. Другими словами, набор основных норм, реализуемых в данной социокультурной системе, определяется конфигурацией всех универсумальных процессов с учётом пропорций искусственной и естественной составляющей каждого из них.
В переводе с кошачьего: если Вы видите "скотство" в массовых проявлениях, в социокультурной системе превалирует естественная составляющая. Если же Вы видите "роботизацию" - превалирует искусственная. То есть, управление социокультурной системой - это определение баланса искусственного и естественного в каждом из процессов, нормирование этого баланса и реализация его в социуме.
А так как в реальном конкретном социуме нет индивидов, находящихся за пределами системы, то реализация управления - задача того самого индивида, который отражён на схеме в виде пиктограммы. То есть, каждого конкретного индивида по отношению к тем конкретным нормам, которые он использует для реализации в социуме. В случае, когда индивид обладает субъектной характеристикой, он может управлять как собой, так и социумом в той мере, в какой ему позволяет его статус. Если же не обладает, то социум управляет им самим. Посредством тех индивидов, которые являются субъектами.
Мораль сей басни такова. Хочешь управлять своей жизнью? Будь субъектом. То есть, деятелем.


Комментариев нет:

Отправить комментарий