5 июн. 2011 г.

Блог filtrada.blog.ru - пост №132.

20 мая 2011 | 02:32 Социум и государство (или почему я не Навальный). 

Этой статьёй я хочу поставить жирную точку на всех политических вопросах, адресованных мне моими собеседниками здесь в блогосфере. Во всех случаях, когда наша беседа будет поворачиваться в эту сторону, я буду просто давать ссылку на эту статью.
Прежде всего, я постараюсь пояснить, что я понимаю под словом «социум». В моём понимании социум — это живой организм, клеточками которого являются люди. Как любой живой организм, социум устроен сложно и местами противоречиво. Связи и отношения между клетками этого организма определяются массой условий, которые можно назвать общим словом «культура». Культура включает в себя и язык, и традиции, и нормы морали, и неписанные правила, и прописные истины, и фантазии, и иллюзии клеточек. Несмотря на сложность и противоречивость, социум — довольно живучее образование, которое может адаптироваться почти к любым условиям. Социумы бывают большие и маленькие, связанные с определённой территорией и не связанные. Не связанные обычно называют «субкультурами».  Я сейчас говорю обо всех социумах, а не только о российском.
Государство — это исторически сложившееся искусственное образование, явившееся следствием того факта, что социумы в большинстве своём привязаны к определённым территориям. Как правило, государство возникало тогда, когда один социум пересекался с другим. То есть, изначальные функции государства касались исключительно того, что сечас называется «внешняя политика». Вопросы внутренней политики государств возникли значительно позже и были вызваны индифферентностью социума к этой надстройке. Другими словами, социумы были достаточно сильными, чтобы нести на себе бремя государства.
Я различаю три типа отношения государства к социуму.
Тип первый. Естественный.
Государство ведёт реактивную внутреннюю политику, откликаясь на запросы социума. То есть, государство проводит в жизнь только те изменения, которые одобряются социумом. Социум решил ходить по диагонали, государство инициировало строительство пешеходной дорожки по диагонали. Как именно это сделало государство — роли не играет. Социум решил говорить на трёх языках в рамках одной страны — государство подстроило под это все свои заведения и учреждения. И так далее. Причём, совершенно неважно, какая форма правления имеет место в данной стране — монархия, республика или джамахирия. Главное, что государство слушает социум, и выполняет его заказы. Страны, придерживающиеся такой внутренней политики, как правило, довольно прилично себя чувствуют и очень мало воюют.
Тип второй. Промежуточный.
Правители второго типа названы в русской истории метким словом — «временщики». Государство во время их правления превращается в дойную корову. Социум — забыт. На все вопросы от него звучит один ответ — у государства есть дела поважнее. Дела поважнее заключаются в набивании мошны «временщиков». Социум, как правило, долго таких не терпит. В лучшем случае временщику удаётся сбежать с награбленным. В худшем — его вешают за ноги на людной площади.
Тип третий. Искусственный.
Правители третьего типа имеют идею того, какой должна быть страна (и, как следствие, социум) в результате его правления. Некоторым (не всем) правителям удаётся произвести изнасилование социума. Те, кому не удалось, это, как правило, жертвы дворцовых переворотов и очень хороших снайперов (хороших — в смысле метких). Имея в голове схему, которой должен соответствовать социум, они берут, образно говоря, кувалду, зубило, долото, пилу и прочие грубые инструменты, и начинают подгонять социум под схему. Естественно, всё, что торчит, отрезается или забивается кувалдой внутрь. Если же эта схема ещё и записана на бумаге, то изнасилование продолжают его преемники. Социум, конечно, организм живучий, но не настолько. Особенно если это изнасилование совершается в течение двух-четырёх поколений.
После правления третьего типа социум впадает в кому. И политическими методами ему уже не поможешь. Здесь требуются инструменты другого типа. Нужна микрохирургия, терапия и реабилитация. И всё это — с неопределённым исходом. Это тот случай, когда врачи разводят руками и говорят — всё в руце Божией.
Единственное, что можно делать в этом случае, если тебе не всё равно, на каком языке будут говорить твои внуки и какие книжки читать, это спасать живые клетки. И формировать социум вокруг языка, а не вокруг территории. Формировать в данном случае — не значит определять. Это значит лишь одно. Найти экстерриториальную площадку и поставить там табличку на языке того социума, который спасаешь.
Мося Фильтрада (с) filtrada

Комментариев нет:

Отправить комментарий