9 июн. 2011 г.

Процесс организации.

Практически всё, что мы можем наблюдать в мире, организовано.

Возможно, именно поэтому мы привыкли воспринимать организацию, как некую данность, а не как процесс. Но это, тем не менее, процесс. Всеобщий, или, как я уже говорила раньше, универсумальный. Процессы развития и творчества в постоянном режиме поставляют миру всё новые и новые объекты и их разновидности. И все эти объекты каким-то образом встраиваются в мир. Вот это встраивание и есть процесс организации.
Процесс организации состоит из вложенных в него процессов. Есть естественная организация, которую мы можем называть самоорганизацией, и искусственная (субъективно определённая) организация. Самоорганизация - это процесс, в ходе которого объекты, подходящие для встраивания в существующие сложные объекты (т.е. системы), - приживаются, а объекты не подходящие - отмирают. Это именно то, что называется естественным отбором. Процесс этот очень жестокий и не имеющий никаких ограничений морально-нравственного порядка. Глядя на угасающую звезду или планету, падающую на чужое далёкое солнце, наблюдатель может, конечно, сожалеть об этом, но, не будучи включённым в систему, никоим образом не может повлиять на её организацию. Как, впрочем, и на все другие процессы в этой системе.
Образным примером самоорганизации является эволюция видов на Земле до появления человечества. Другими словами, процесс организации на Земле был только процессом самоорганизации. С появлением человека разумного ситуация на Земле изменилась. Процесс организации стал совокупностью двух процессов: самоорганизации и искусственной организации. Причём доля второго медленно, но неуклонно росла и продолжает расти. Со всеми вытекающими нам всем в лицо последствиями. Один Мексиканский залив чего стоит!
Попытаюсь описать модель двух этих процессов на уровне представлений. Итак, представим себе прозрачный ящик (на манер аквариума). Функцию процессов развития и творчества возьмёт на себя предполагаемый экспериментатор. Предположим, что процессы развития и творчества поставляют в ящик шарики различного диаметра рэндомально. От микроскопических до больших, сопоставимых по диаметру с размерами ящика. Экспериментатор всыпает в ящик эти шарики, никоим образом не сортируя их. Очевидно, что через определённый промежуток времени ящик наполнится. При этом в нём будут наблюдаться пустоты наряду с фрагментами, имеющими максимально возможную плотность шариков на единицу объёма. Так получается, потому что поток не сортируется. Если же экспериментатор возьмёт на себя функцию определителя процесса организации и будет сортировать шарики, а затем выкладывать их в ящик в соответствии со своим замыслом, то в ящике можно построить достаточно много вариантов распределения. Я не стану описывать эти варианты. Думаю, каждый обладает достаточной фантазией, чтобы представить себе это.
Сочетание в одном процессе двух вложенных создаёт проблемы понимания процесса организации в целом. Дело в том, что категория "искусственное-естественное" не так проста, как это, возможно, кажется изначально. Что считать "искусственным", а что "естественным"? Может ли это деление быть условным? Или оно определяется не исследователем, а самим процессом?
Задавая самой себе эти вопросы, я имею в виду следующее. Если, например, человек родился в то время, когда на Земле УЖЕ существовали: колесо, управляемый огонь, телефон, радио, телевидение, интеренет, ядерный реактор, политическая система, культура и т.д., - если он родился во всё это, чем оно является для него? "Искусственным" или "естественным"? Напрашивается ответ, что естественным. Однако, его родители воспринимают те же самые вещи, как искусственные. Потому что были свидетелями их появления и распространения. Ребёнок и родители - это единый объект под названием "семья". Однако различные элементы этого единого объекта относятся к одним и тем же вещам не просто по-разному, а категорично - по-разному. Что дестабилизирует систему. Потому что эти разные отношения проявляются не только во взглядах и словах, но и в действиях. Ребёнок действует в соответствии с нормами и стандартами поведения, немыслимыми его родителями. И наоборот.
Однако, я увлеклась примером. Моей задачей не является получение Нобелевской премии по педагогике. Кстати, такой и нет. Несмотря на то, что в педагогическую деятельность вовлечено 7 миллиардов человек на этой планете, Нобелевский комитет не считает эту деятельность чем-то таким, что требует развития и поощрения за это развитие. Это я брюзжу так. Не обращайте внимания.
В рамках моего проекта меня, естественно, волнует искусственная составляющая процесса организации (ничего каламбурчик получился?). То есть, я должна определить, какие органы будут в рамках проекта, как они будут взаимосвязаны, где мне надо, чтобы было пусто, а где - густо. Естественно (вот опять!), мне потребуется для этого всё нарисовать и внимательно, элемент за элементом проверить. Всё ли увязано, нет ли каких противоречий между органами, не провисают ли какие связи и отношения. Работа, как и её результаты, точно не подходящая для формата блога. Но, во всяком случае, понятная мне.
Таким образом, план по освоению айсберга под названием "процесс организации" составлен. Думаю, можно заняться рассмотрением следующего айсберга. На нём гордо реет флаг с надписью - "Руководство".
Но это уже - в продолжении...

Комментариев нет:

Отправить комментарий