25 мая 2011 г.

Блог filtrada.blog.ru - пост №34.

23 марта 2011 | 23:43 Mea culpa или благодарность Зелёной кошке. 

При обсуждении одного из моих последних постов я столкнулась с проблемой. Моя собеседница никак не могла понять меня, что потихоньку приводило нас обеих в бешенство. В конце концов наш спор перешёл на личности (интересно, есть ли личность у кошки) и мы, обе надутые и недовольные, разошлись по углам ринга. Я не исключаю возможности того, что Зелёная кошка больше никогда не захочет со мной разговаривать, и это удручает меня. Подумать только, я даже с кошкой не могу найти общего языка, что уж тут говорить о людях.

В чём же моя проблема? То, что это проблема моя, это бесспорный факт. Только слабое и несерьёзное существо может переложить вину на собеседника, на воспитание, на условия, и на этом успокоиться. То есть, вместо того, чтобы снять проблему и больше не возвращаться к ней, отвернуться от неё и сделать вид, что её не существует. Я не могу позволить себе поступить так, потому что такое решение и его реализация неминуемо приведут меня в ситуацию, когда никто не захочет со мной разговаривать — ни кошки, ни люди, ни даже крокодилы. Для меня же возможность общения с мыслящими существами является одним из важнейших приоритетов моей жизни.

Значит, я обязана так построить общение, чтобы такая проблема, то есть проблема понимания, больше не возникала. Раз я инициирую общение, значит, именно я ответственна за его организацию. Проанализировав ситуацию, в которой проблема проявила себя, я смогу точнее понять, что именно я должна делать, чтобы эту проблему элиминировать. Я не буду приводить здесь весь ход моего анализа и рассуждений, так как это займёт много места и времени (хотя, если какое-нибудь мыслящее существо захочет получить подробности, я готова ими поделиться), и перейду сразу к выводам.
Итак, чего я не сделала из того, что просто обязана была сделать, прежде, чем начинать разговор.

1. Я не определила поле, на котором будет проходить наша беседа. Это повлекло за собой ситуацию, очень точно описанную в старой песне: «Мы оба были, Я у аптеки, А я в кино искала вас, Так значит — завтра, На том же месте, В тот же час» (с) да простит меня автор, я не знаю его имени.

2. Я не определила предмет, который мы будем обсуждать. Например, слово «ключ» имеет массу значений. Это и родник, и пароль, и изделие из металла или пластика для запирания и открывания чего-нибудь. Само собой разумеется, что прежде, чем говорить о ключе, собеседникам необходимо договориться, о каком именно ключе они будут разговаривать. Иначе один будет с пеной у рта доказывать, что ключ течёт, а второй — не менее рьяно, что этого не может быть.

3. Я не определила достаточно ясно свою позицию. Информация о том, что я — мыслящая кошка, недостаточна. Ведь я могу ошибаться как по поводу первого, так и по поводу второго. Чтобы понять, что я имею в виду, имеет смысл снова перечитать (ибо у меня нет и тени сомнений, что уважаемый читатель уже читал) «Футурологический конгресс» Станислава Лема, или пересмотреть знаменитый фильм «Матрица». Значит, моя позиция должна быть определена как-то по другому, не на основании сомнительных признаков.

4. Я не инициировала процедуру заключения соглашения о правилах ведения нашего диалога. Естественно, не приняв чётких и согласованных правил, оба собеседника могут считать допустимым «вцепиться в рожу» собеседника всеми четырьмя лапами.

4а. Я не инициировала процедуру составления согласованного словаря терминов, значение которых будет принято обеими сторонами в рамках нашего диалога. Это снова возвращает меня к тому, что слова играют более важную роль, чем я прежде думала. Здесь также важен один момент. Если собеседник находится в неопределённой позиции (что, собственно и произошло, и это моя вина, а не её), то значение слов для него (в данном случае, для неё) меняется, то есть как бы течёт. Поэтому все мои попытки договориться с ней терпели неудачу так же, как терпит неудачу попытка поймать мокрое мыло без применения когтей.

Я пришла к выводу, что выполнение мной указанных процедур приведёт к ситуации, когда предметный диалог может стать продуктивным. Чтобы убедиться в этом, мне нужно хотя бы один раз провести диалог именно на таких условиях. Возможно, что в ходе такого диалога проявятся какие-то другие проблемы. Тогда я, вновь проведя процедуру, которую я исключительно для себя называю Рефлексией, найду метод снятия этих проблем.

Что касается споров,  в которые я иногда вступаю, и которые ведутся без соблюдения этих простых и ясных (во всяком случае — для меня) правил, то я не буду относиться к ним, как к предметным. Проще говоря, такие споры для меня — возможность потрепаться, не загружая голову, стёб, флуд или как вам будет угодно.

Эти размышления привели меня к необходимости принести мои глубочайшие извинения Зелёной кошке за ошибки, которые я допустила при организации нашего диалога, а также огромную благодарность ей же за толчок к снятию моей проблемы понимания.

С глубочайшим уважением
ко всем мыслящим существам,
читающим этот пост,
рефлектирующий субъект,
случайно оказавшийся кошкой,
Мося Фильтрада.

Мося Фильтрада (с) filtrada

Комментариев нет:

Отправить комментарий